Святослав Рерих « Искусство и Жизнь» Из Книги Первой Красота - единая основа любого сочетания элементов. Никто не может ни дать нам, ни отнять у нас счастье, кроме нас самих. То, что является счастьем для одного человека, не обязательно может быть счастьем для другого — также, например, как предмет чьей-то всепоглощающей страсти может оставлять других абсолютно равнодушными. Вместимость человеческого сознания и постоянное расширение его кругозора являются мерой его развития. Добро, направляемое мощным разумом, становится огромной чудесной силой, в то время как добро в человеке неразвитом может действовать только в ограниченных рамках его сознания. Энергия, порождаемая в процессе усилия, трансмутирует низшие энергии нашего организма в вибрации высочайшего напряжения. Молитвы, обеты, ночные бдения, посты – просто разные способы пробуждать и производить эти высшие энергии. Повторение создает привычку, а привычка является самой основой нашей личности. Характер – это сумма усвоенных привычек. Мы становимся теми, кем хотим стать. Творческий потенциал нашего воображения строит объективную реальность из нашего субъективного устремления и сокровенных мыслей. ………………………………… Мы всегда должны пытаться двигаться вперед, какой бы сложной ни была задача, какими бы непреодолимыми ни казались препятствия. Любую неудачу нужно воспринимать как возможность собраться с силами для еще большего усилия и больших достижений. Никто не способен преодолеть препятствие без борьбы. Борьба произведет энергию успеха. Воспитание в себе всесторонне развитого, более совершенного человека – вот та задача, которую нам приходится решать каждый день. Каждый день мы можем потерпеть неудачу или же добиться успеха в выполнении этой задачи. Если б мы только смогли осознать то великое благо и то новое счастье, которые можно обрести даже через незначительное усилие, мы бы никогда не допустили, чтобы дни проходили без какого-нибудь продвижения. По мере нашего духовного роста наш кругозор будет расширяться, и мы соприкоснемся с иными сферами бытия. Вполне вероятно, что мы войдем в контакт с другими существами – людьми, намного опередившими нас в своем развитии. Но одно нам следует всегда помнить: мы не можем предъявлять никаких требований, в духовном смысле, никакому другому существу. Любое продвижение должно быть результатом наших собственных усилий и наших собственных достижений. По мере нашего роста многое будет нам открыто, но эти открытия должны прийти естественным образом, и мы никогда не должны ожидать каких-то откровений, лежащих за пределами наших достижений и не заслуженных нами. Бесполезно и бессмысленно загромождать наш мозг бесконечными фактами и сведениями. Мы должны стремиться к правильному пониманию явлений, которые нас окружают, для того чтобы улучшить наше понимание жизни. Обилие деталей лишь уведет нас в сторону от основ и, не предлагая решений, затруднит процесс понимания. ………………………………… Сознание является фундаментальным принципом Вселенной. Любая часть и частица материи, в каком бы состоянии она ни пребывала, наделена принципом сознания и самоопределения. ………………………………… Если б только мы смогли ясно представить себе, что наши мысли представляют собой реальные сгустки энергии, что они обладают творческой силой, выражающейся в разнообразнейшем воздействии на других людей и на нас самих, это заставило бы нас остановиться и прислушаться к течению наших мыслей и постараться приблизить их качество к тому типу мышления, которым обладал бы человек, являющийся для нас примером. Законы цепной реакции и явление умножения энергии прояснят для нас Важность развития мышления. Желание быть лучше, желание становиться все более совершенным человеком должно быть постоянной внутренней потребностью, которая, подобно разгорающемуся пламени, затронет все наши действия, все наши мысли и усилия. Постепенно мы сможем сделать это желание частью нашей жизни, и оно преобразует нас в то, что является нашим идеалом. И по мере нашего совершенствования врата в высшие сферы будут открываться нам, и нам станет доступно общение с другими, высшими существами. И они придут к нам, поскольку нам откроется их уровень бытия, и поведают нам высшие истины, как в Лестнице Иакова. ………………………………… Трудность в случае с человеческой натурой заключается в том, что очень немногие люди способны на длительное усилие. Обычно это бывает кратковременная вспышка, за которой следует период расслабления. Секрет успеха в постоянном высоком уровне напряжения. Чем больше усилие, тем больше энергии производится и тем проще войти в контакт с еще более концентрированными запасами энергии. Мы должны научиться преодолевать трудности не уклоняясь от них, а подходя к ним как к задачам, требующим решения, и обычно само затраченное усилие будет нести в себе ответы на многие нерешенные вопросы. ………………………………… Если бы мы могли наполнить нашу жизнь сознанием того, что каждое действие имеет особую важность, и это сознание было бы постоянно с нами безо всяких усилий с нашей стороны, то мы бы приобрели доступ к неиссякаемому источнику энергии и огромную степень контроля над своим поведением. Нет такого усилия, которое было бы вполне достаточным на пути освобождения. Освобождение – это всего лишь переход к более высокому состоянию путем преодоления соблазнов и привязанностей того плана, на котором мы находимся в настоящий момент. Когда созревает наше внутреннее «я», сами собой отпадают все оковы обыденности. То, что восхищало нас вчера, назавтра теряет свое значение. Можно неустанно повторять, что мы становимся теми, кем действительно хотим стать. Каждый день мы должны пытаться обогатить свою внутреннюю жизнь, либо через учебу, либо через опыт, либо и то и другое. Мы должны лелеять грандиозные планы и расширять наше сознание и кругозор. Будем же каждый день пытаться стать лучше и помнить, что нет ничего постоянного в этом внешнем мире, и не принимать преходящие обстоятельства за постоянные. Во внутреннем устремлении наше незыблемое убежище, наша высшая радость и путь к ее достижению. ………………………………… В основе самопожертвования лежит сила нашего убеждения и огромная энергия, которая производится в прямой пропорции к величине жертвы. Эта энергия наполняет душу и возносит ее в высшие сферы. Духовные же энергии этих сфер в свою очередь напитывают наши души и возвышают их. Как же обрести то ощущение мира, всеобъемлющего душевного мира, что покоится на чувствах счастья и самореализации? Если мы сможем построить нашу жизнь так, чтобы как можно меньше зависеть от других, и всегда действовать в соответствии с этим принципом, то постепенно к нам придет душевное равновесие. Мы сможем избежать столкновений водоворотов жизненного потока, только если не будем пытаться одновременно следовать сразу нескольким его течениям. ………………………………… Со всей силой решимости мы должны стремиться достичь состояния полного самоконтроля. Неотрывно следя за мыслями и осознанно контролируя все наши действия, мы приобретаем огромную силу. Энергия расходуется чрезвычайно экономно, и контроль за всеми усилиями позволяет нам еще повысить степень концентрации. Чacтo можно слышать такое замечание: «Что толку в размышлениях, или медитации, о так называемых духовных материях, к чему это приведет, может ли это дать какую-то осязаемую пользу помимо неких туманных мечтаний и фантасмагорий весьма сомнительного и отвлеченного свойства?» Говоря так, люди забывают, что самой основой нашего бытия является тот неосязаемый духовный фон, который нельзя измерить или определить вне его внешнего проявления на физическом плане, через более грубые, физические чувства. Кто может измерить способность мыслить и уровни различных видов мышления, кто может измерить талант и степени нашего воображения, где найти слова или градацию, чтобы охарактеризовать внутреннюю работу самого сокровенного мыслительного процесса человека? Ведь эти процессы так же реальны, как сама жизнь, поскольку ничего не существует вне их, и в своей совокупности они образуют глубокие, коренные причины видимых внешних следствий. А поскольку все видимые существующие явления имеют свой источник на внутреннем плане, крайне важно изучать эти высшие планы, эти высшие причины, которые можно назвать духовными сферами, то есть принадлежащими к высшему плану. ……………………………….. Трудности, связанные со следованием независимому пути, возрастают по мере его отклонения от старой проторенной дороги будничных привычек. Люди редко прощают того, кто от них отличается, кто осмеливается мыслить независимо. И тем не менее, выражение «Тот, кто ищет одобрения толпы, никогда не поднимется выше ее уровня» так же верно сегодня, как тогда, когда оно было впервые высказано. Это мученичество является той ценой, которую приходится платить всем, кто хочет продвинуться вперед, и чем значительнее продвижение, тем больше сопротивление, которое нужно преодолеть. Но тот, кто сумеет преодолеть это серьезнейшее препятствие, обретет великую силу. Мысль и действия управляют Кармой. Мы — хозяева своей судьбы и способны строить свое будущее согласно нашим идеалам. Подход фаталистов, говорящий, что нет смысла бороться против событий, которые и так предопределены, является самой пагубной формой пораженчества. Даже если мы признаем, что определенные события скорее всего произойдут и нам придется иметь дело с определенными кармическими последствиями наших действий в прошлом, мы, тем не менее, можем выстроить такую защиту из добрых дел, что зло будет в значительной степени обессилено и уменьшено добром. Поэтому мы всегда должны сохранять позитивный взгляд на вещи и жить активной творческой жизнью. Через самосовершенствование мы преодолеем любое зло, которое было нам уготовано, и сможем расти и достичь намного более возвышенного состояния. …………………………………. Наши мысли оказывают самое непосредственное воздействие на наши тела. По мере изменения нашего образа мышления изменяется и наше тело. Наши мысли вызывают в наших телах физико-химические реакции и изменения, которые невозможно уловить на первый взгляд, но которые с течением времени становятся очевидными. Мы должны быть внимательны к качеству своих мыслей; мысли являются мощными разрядами энергии, и мы должны научиться контролировать их интенсивность и направление. ……………………….. В старину алхимики утверждали, что в основе их процессов лежит тайный огонь. Они утверждали, что он должен быть неугасимым, ровным, и что если он угаснет, то прекратятся все процессы, участвующие в формировании камня. Одной из возможных интерпретаций понятия «алхимического процесса» по отношению к человеку был процесс трансмутирования его низшей природы. Этот неугасимый огонь есть пламя веры и устремления. Истинная трансформация требует полного овладения низшей природой; она не допускает отступлений и неудач, поскольку сопутствующие ей физиологические процессы не могут быть остановлены по желанию. Их остановка приведет к нарушению тока, а в случае остановки процесс невозможно продолжить и трудно начать снова. Физиологические изменения должны дойти до конца, до финальной трансформации. Горящее внутри нас пламя устремления — это тайный огонь. Он ускоряет все процессы и пробуждает для получения импульсов новые нервные центры. …………………………… Бывают моменты, когда мы вдруг оказываемся в состоянии объективно взглянуть на свою жизнь. Мы, так сказать, поднимаемся над ней и рассматриваем ее отстраненно. Тогда нам удается увидеть ее такой, какая она есть, и мы можем судить, является ли наша жизнь действительно стоящей, или же это просто существование, поддержание определенного уровня. Мы должны помнить, что, только бесстрашно держа свое направление против течения жизни, можем мы стать хозяевами своей судьбы. Если бы только люди смогли понять, что такая награда, как расширение своего сознания, настолько велика, настолько неизмеримо важнее чего-либо еще в этой жизни, они не боялись бы дерзать и искать. И в сравнении с теми новыми горизонтами, что откроются перед нами, какой мелочной, серой и незначительной покажется наша жизнь. И подумать только, что мы цепляемся за то, от чего нам так или иначе придется отказаться, мы цепляемся, точно можем надеяться на вечное существование на этом плане. Мы пытаемся ухватиться за то, что все равно должны оставить, – так не лучше ли готовиться к этому заранее? Следует помнить, что состояние, к которому мы должны стремиться и устремляться, – это состояние культурного просвещенности, а не простого, хотя и широкого, образования. Можно выучить наизусть имена тысяч мужчин и женщин и все же ничего в действительности о них не знать. Чему мы должны научиться – так это постижению внутренней взаимосвязи явлений жизни. Мы должны, так сказать, ясно видеть и познавать истинный смысл окружающих нас явлений. Вчитываться в язык жизни и понимать его.. Это напоминает различие между знанием и мудростью. Замечательное определение этих двух понятий заключено в следующих строках: «В сознании того, кто поглощен чужими мыслями, обитает знание, но в сознании того, кто наблюдает за своими, живет мудрость». ………………………. Сознание — это неотъемлемое свойство материи. Это сама Жизнь. От мельчайших вихрей элементарных частиц до самосознания человека, рудименты сознания присутствуют во всех формах и состояниях материи и определяют ее движение. Другими словами, Бесконечное пытается познать Себя, осознать Себя через конечное. Беспредельность — воистину это понятие всё объясняет и всё в себе содержит, оно альфа и омега всей философии, всех теорий, так же как и всей мудрости. Какое благоговение вызывает это великое понятие — Беспредельность. Она привлекает нас, но при этом всегда остается недоступной. Она приводит нас в замешательство и при этом содержит объяснение всему. Она окружает нас со всех сторон — и при этом мы неспособны ее осознать, так как она находится за пределами всего того, что мы можем использовать для сравнения. ………………………….. Когда мы посвящаем нашу жизнь какому-то идеалу, этот идеал начинает в нас проявляться. Но мы сможем стать инструментами высших сил, только если полностью посвятим себя этим высшим идеалам. Мы должны полностью переродиться. В нашем организме должны произойти фундаментальные изменения, физические в той же степени, что духовные и умственные. Скоро наука обнаружит химические изменения, которые происходят в организме, когда меняется наша внутренняя ориентация и подход к жизни. Законы родства явлений настолько фундаментальны, что скоро мы поймем полное значение слов «перерождение» и «воскресение». Почему сказано, что нужно больше радоваться раскаянию одного грешника, нежели десяти праведникам? Глубокий смысл скрыт в этих словах, понимание великих сил, участвующих в процессах превращения и перерождения. Как будем строить лучшее Будущее? Работая над самосовершенствованием и питая себя энергией решимости. Так же, как везде вокруг нас постоянно и незаметно бьется пульс жизни, и миллиарды клеток проходят через циклы существования, так и наше желание улучшаться должно полностью завладеть нами, пронизать нас и наполнить все наши мысли и действия всепоглощающим ощущением прогресса. Эта расширяющаяся внутренняя сила незаметно от нас самих изменит направление всех наших действий и придаст нашей жизни новый смысл. И в часы бодрствования, так же как и в часы сна, она будет формировать нашу внутреннюю и внешнюю сущность. Химические составляющие нашего мозга изменятся, и появятся их новые сочетания. И через семь лет наши клетки заменятся полностью, и о них можно будет искренне сказать, что они принадлежат другому человеку. Новый, перерожденный человек родится как птица-феникс из пепла своего бывшего «я», очищенный огнем своих высших устремлений. Отчаяние – это чувство рождается из крушения стремлений и надежд. Никто не может избежать его – никто не может пройти по жизни, не изведав его иссушающей боли. Оно знакомо всем даже самым великим. Но из бури отчаяния вызревает спокойствие понимания. Наше внутреннее устремление может опережать ход развития неких внешних обстоятельств, и это увеличивающееся несоответствие может вызывать чувство разочарования и отчаяния. По мере прохождения циклов внешние обстоятельства снова войдут в нужное русло, мы обретем гармонию и будем быстро двигаться вперед. Кто может рассчитать свой прогресс и соразмерить все его проявления во времени настолько точно, что он никогда ни в малейшей степени не утратит своего равновесия? Как и все существующие силы, внешние обстоятельства оставляют свои невидимые отпечатки на всем, что мы думаем и делаем, и будет чересчур надеяться никогда не совершать ошибок. Кроме того, существует прошлая Карма с ее накопленным воздаянием. Степень нашего внутреннего прогресса является мерой той скорости, с которой созревает Карма, и большое, сильное устремление и продвижение могут привести к завершению кармических реакций, на что в обычном состоянии могли бы потребоваться годы. Их, так сказать, разжигает и выявляет огонь нашего духовного устремления. Отчаяние может быть мерой нашего устремления! \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Из Книги Второй Бесконечное богатство окружающей нас жизни и такая же бесконечная глубина нашего собственного внутреннего «я» являются источниками удивительного счастья, когда мы начинаем осознавать, что можем погрузиться в глубины нашей собственной природы и извлечь оттуда, с помощью внешних впечатлений, самый чудесный опыт. Но чтобы это сделать, мы должны унять дисгармоничную разноголосицу наших мыслей, бессвязных и не сдерживаемых внутренней нитью руководящего импульса. Поистине, это величайший дар и счастье – осознание того, что мы можем стать хозяевами своего собственного «я». Только подумать, какая надежда заключена в этом. Владеть собой – вот в чем заключается истинная надежда человечества. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Из Книги Третьей Подлинное счастье нельзя ни купить, ни передать другому индивидууму. Существует множество относительных понятий счастья, но истинным, высшим содержанием этого понятия является состояние озарения, которое приходит изнутри и которого можно достичь только благодаря своему собственному усилию. Счастье – это состояние полноты бытия, и лишь самореализация, развитие своих возможностей, может дать нам продолжительное чувство полноты жизни. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Из Книги Четвертой Как змея извивается при движении, так и человек должен избегать тех ситуаций, которые могут воспрепятствовать его продвижению, ситуаций, которые или окажутся непреодолимыми при столкновении с ними, или уничтожат человека при его продвижении. Змея была избрана в качестве символа мудрости. Она наделена многими свойствами, отвечающими подобному сравнению. Мудрый человек движется по жизни бесшумно, избегая всех непреодолимых препятствий, ибо знает, что время и ход событий никогда не допустят, чтобы какая-либо совокупность обстоятельств оставалась неизменной слишком долго, и, обходя их, человек оставляет их далеко позади. И в этом заключается проницательность мудрого человека. Он знает, что разлившийся поток более всего опасен в самом узком месте, но тот же самый поток в самой широкой своей точке – наиболее пригоден для перехода вброд. Он знает, какие события непреодолимы и в какой именно точке, и знает также, что там, где они кажутся наиболее угрожающими, с ними легко бороться и побеждать. Привязанность к внешним формам жизни развивается совершенно незаметно и постепенно вытесняет понимание высшего смысла бытия, крепко удерживая нас во все более затягивающихся путах наших собственных слабостей. Именно по этой причине мы должны суммировать и критически оценивать наше продвижение и мысли. Это крайне необходимо во все периоды нашей жизни. Чтобы внутренне освободиться от всех ненужных оков жизни и отдавать больше времени развитию и культивированию внутреннего человека. Что такое духовное перерождение и что такое жизнь, дарованная нам Святым Духом? Что делает оно с человеком и как влияет на него? Это духовное перерождение представляет собой полное изменение субстанции человека, вызванное действием огня его собственного устремления. Когда низшие энергии прожигают низшие плотные субстанции человеческого естества и сливаются, или притягиваются, к высшему «Я». Эта трансмутация была описана алхимиками в их многочисленных трактатах. Существует как физическая, так и духовная трансмутация, и ревностный пыл нашего служения и есть тайный огонь, Атанор алхимиков. И точно так же, как во время их физических операций огонь должен был поддерживаться непрерывно и процесс был обречен на неудачу, если он затухал, так же обстоит дело и с высшими духовными трансмутациями. Остановки, возвращения назад быть не может, потому что физико-духовные процессы, раз начавшись, должны продолжаться непрерывно. Нарастание чувствительности элементов в какой-то мере можно сравнить с высиживанием яйца. Если нарушается непрерывность, то процесс прерывается и его нельзя начать сызнова. То же самое касается развития некоторых нервов, которое начинается при определенных условиях. Этими нервами являются центральные спинные и некоторые другие нервы. Только этим можем мы объяснить, почему непрерывность усилия считалась крайне важной и почему алхимики по этому поводу так много писали. Наше физическое тело обеспечивает нам ровно столько, сколько нужно для нашей жизни на этом плане. Мы не можем рассчитывать на чудеса (хотя «чудеса» все же случаются). Если какая-либо часть нашего тела утрачена или в каком-либо отношении повреждена, ее нелегко восстановить. Следовательно, мы должны внимательно прислушиваться к советам тех, кто в своем развитии продвинулся далеко, значительно дальше среднего уровня человечества. Очень трудно бывает собраться с умом, если он приобретает свойство блуждать. С годами наше физическое тело становится гораздо менее податливым и гораздо труднее заставить его следовать новым привычкам. Наши способности утрачивают свою живость, наши реакции становятся замедленными, и нам гораздо труднее преодолевать какие-нибудь препятствия. В этом отношении, равно как и во многих других, не существует лучшего времени, чем «сейчас». И любая отсрочка только оттягивает решение задачи, делая ее соответственно более трудной. Тот, кто думает, что завтра будет легче, глубоко заблуждается. Никогда не бывает лучшего времени, чем «сейчас». Только возвышая свое собственное состояние, повышая интенсивность вибраций, можем мы надеяться войти в контакт с другими мыслящими существами, передающими нам то, что мы готовы воспринять, на что способны настроиться и чего заслуживаем. Большинство людей думают, что если вести добродетельную жизнь, то иные силы оказываются в своего рода долгу перед человеком. Точно ему за это что-то причитается. Точно можно и должно с полным правом на что-то рассчитывать. Это эгоистическое заблуждение порождено превратным толкованием того факта, что добродетельная жизнь достойна похвалы. Это эгоистическая и невежественная позиция тех, кто рассчитывает извлечь выгоду из любого своего незначительного усилия. Самовоспитание является самой трудной, самой напряженной и суровой задачей, какую только можно перед собой поставить. И все же это именно та задача, решение которой дарует нам бесчисленные блага, о которых мы и не мечтали даже в самых дерзких полетах своего воображения. Что же это за блага? Что это за достижения? Это преуспеяние наших внутренних возможностей, глубоко сокрытых под скоплениями внешних наносов. Освобождение самого себя – преодоление всех видимых препятствий на пути к созданию целостной, совершенно уравновешенной личности. Дорога к счастью, ведущая через внутреннюю радость, которая приходит с нашим освобождением. – Когда физическая сторона жизни постепенно утрачивает для нас свое значение или привлекательность и становится очевидным новый аспект, неисчерпаемый и чудесный. Этот другой план, или новый мир, настолько грандиозен по своему содержанию, что даже самые первые, изначальные перспективы заставляют нас совершенно забыть о нашем прежнем жизненном окружении. Этот более великий план и есть наше наследство, когда мы способны подняться над нашим нынешним образом существования и выйти за его пределы. Но многие ли из нас пытаются формировать собственную судьбу, делая из себя человека более высокого типа? Сколько часов или хотя бы минут в день посвящаем мы этим попыткам? А между тем при непрерываемых усилиях результат не замедлил бы сказаться. По крайней мере, мы смогли бы различить впереди новый свет, и он устремил бы нас к еще большим высотам. Немногие люди могут отрешиться от своего окружения в достаточной степени, чтобы их усилия по преодолению себя были как можно более длительными. И какой бы трудной ни была для них жизнь и какой бы суровой ни требовала платы, все же, как ни странно, им легче вернуться к старой, привычной колее, чем следовать по новым путям и перестраивать свое «я» и образ жизни. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ |
Рерих Святослав Искусство и Жизнь / Пер. с англ. Т. В. Кожевниковой, И. И. Нейч – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк. – 2004. – 330 с: 149 ил. (Для подборки в основном взят этот перевод – но сделаны некоторые стилистические и немного смысловые уточнения и правки – по переводу Михаила Ратнера Книги Первой, напечатанной в «Вестнике Ариаварты»)
|
|
|